Меню
6+

Сайт «Кюре»

14.06.2019 13:46 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Четыре брата» Карчагской долины

90 лет – Сулейман-Стальскому району

В Карчагской долине Сулейман-Стальского района на расстоянии 1,5 — 2 км друг от друга расположились четыре лезгинских села: Карчаг, Зизик, Нютюг и Экендиль, которые имеют свою богатую историю, этнокультуру, своеобразие лезгинского диалекта и огромный потенциал хозяйственного развития, прежде всего виноградарства, садоводства, животноводства, полевого земледелия, а также различными видами промыслов: ковроткачество, кузнечное дело, камнеобработка и др. В прошлом эта долина называлась «Магал-Даре», или «Дере-Камъ».

Основание села Карчаг, по некоторым археологическим данным, сводится ко второй половине XVI в. Расположился он на расстоянии около 40 верст юго-западнее древнего города Дербента, важнейшего торгово-ремесленного центра Кавказа. По преданию, Карчаг основал лезгин по имени Карча. Родом он был из крепости Чог (местное название Торпах-кала — земляная крепость), расположившейся в эпоху средневековья вблизи территории современного поселка Белиджи Дербентского района. Вследствие частых войн крепость была разрушена. Позже, почувствовав свою несостоятельность в благополучии, а также из-за частых издевательств со стороны богатых землевладельцев и неимения достаточной земли человек по имени Карча со своей семьей в поисках плодородной и хорошей земли потянулся в предгорье Южного Дагестана. В 1957 году на крутом склоне горы (ныне старое поселение Карчаг) он и обосновался. Затем сюда потянулись и многие другие семьи. По словам старожилов села выяснилось, что по преданию дедов и прадедов мавзолей (пир 1), находящийся в старом поселении Карчаг, стоял в густом лесу до основания самого села Карчаг.

Известно, что в Карчаге поселилось множество тухумов. Они были переселенцами из других аулов Южного Дагестана. Принимали их в ауле по всем канонам обычного права. Среди них были: Аскеровы, Эврезовы, Карахановы, Абдиевы, Кадималиевы и др. А коренным тухумом села и по сей день считаются ПсетIар, чьими потомками называют Меликовых.

Согласно постановлению ВЦИК СССР «О сплошной коллективизации сельского хозяйства» (1925г.), в аулах Корчагской долины стали формироваться сельскохозяйственные артели (объединения хозяйств по 5-7 семей), куда входили семьи наиболее уважаемых, грамотных и целеустремленных людей, что давало возможность в дальнейшем развитию колхозного движения.

По словам старожилов этой долины С. Селимова, С. Урдиханова, А. Аскерова (краеведа с. Нютюг) и Н. Алимагомедова (умер в 2003г.), в сельскохозяйственные артели вошли Саидов Кирим, Караханов Сейфулах, Юзбеков Магомед, Абдулагаев Алдербег, Султанов Абдурахман, Айдемиров Абдурахман, Ханбабаев Юзбег, Керимов Гирей, Мамедов Алибек и др.

Через некоторое время число желающих войти в сельскохозяйственные артели увеличилось. Ширилось и развивалось колхозное движение.

В результате образования колхозов «Коммуна», им. Урицкого, им. Орджоникидзе и им. Шмидта в 20-30-х гг. ХХ века жизнь трудового крестьянства Карчагской долины улучшилась. В тот период увеличились посевные площади под пшеницу, зерно, кукуруза, ячмень и т.д. С каждым годом поголовье крупного и мелкого рогатого скота не только росло, но и давало государству сверх плана молоко, мясо, шерсть, хлопок, шкуры и т.д. Росли яблоневые, сливовые и черешневые сады. Колхозы Карчагской долины стали развиваться быстрыми темпами, преодолевая некоторые трудности и преграды. Жители-единоличники, не желавшие вступать в колхозы, были выселены как представители класса кулачества. Великая Отечественная война не обошла стороной и жителей Карчагской долины. Трудными были годы войны. Жители долины, как и весь советский народ, выразили готовность вместе с героической Красной Армией выступить на защиту Родины. Проявляя волю, мужество, силу и храбрость, воины-фронтовики из аулов Карчагской долины, Некоторые из них: Абилов Насруллах, Кахриманов Исабег, Магомедов Рагим, Магарамов Балакардаш — дошли до Берлина.

В 60-е годы колхозы «Коммуна», им. Урицкого, им. Шмидта и им. С. Орджоникидзе были объединены в совхоз «Коммуна», где первым председателем стал Вели Шамсудинов.

Наилучшие показатели совхоз «Коммуна» имел в 70-80-е годы. В основном здесь развивались полевое земледелие, животноводство, виноградарство, садоводство, овощеводство и др. Совхоз «Коммуна» производил ежегодно до 10 тыс. тонн винограда, около 20 тыс. тонн фруктов, 12 тыс. тонн овощей, 1,5 тыс. тонн молока, 78 тыс. тонн мяса, 2,7 тыс. тонн шерсти и т.д. В этот период улучшилась жизнь трудового крестьянство, повысилась заработная плата, улучшилось качество производимой продукции, а также совхоз получил несколько единиц автотехники, в большом количестве стройматериалы.

Решением администрации совхоза в селах Корчаг, Зизик, Нютюг и Экендиль были построены новые школы, дома культуры, медицинские учреждения, 2 ковровых предприятия, административные и другие здания.

Ковровые изделия мастериц селений Зизик и Нютюг были самыми качественными, красивыми и изящными в Южном Дагестане. Ковры прославили Карчагскую долину не только в Дагестане, но и в стране.

Жители Карчагской долины по сей день гордятся передовиками производства, ветеранами труда и наставниками молодежи. Среди них Насруллаев Алаудин, Лукманова Шуше, Мейланов Пир, Алибалаев Таймуршан и др.

В этот период руководители совхоза постепенно стали обустраивать соцкультбыт: провели асфальтированную дорогу до сел протяженностью около 30км, электрифицировали новые микрорайоны сел, построили новую типовую школу в селе Корчаг, Дом культуры в селении Экендиль, различные административные здания, обновили парк и т.д.

По многочисленным просьбам жителей села Корчаг, чтобы сохранить добрую память о сельчанине, по Указу Госсовета РД именем Маидина Караханова названа Карчагская средняя школа.

Следует отметить, что в с. Карчаг общественный деятель района Имам Яралиев  за счет собственных средств  построил современный спортивно-оздоровительный комплекс оснащенный новейшим спортивным оборудованием. Здание спорткомплекса расположилось рядом с административным центром с.Карчаг на 5-ти гектарах земли. В Карчагской долине ни в одной школе не имеется спортзал. Из четырех школ долины три находятся в ветхом состоянии. В селах Карчаг, Нютюг, Зизик и Экендиль проживают около 5 тыс. жителей. В спорткомплексе имеется большой спортзал, залы борьбы и бокса (общая площадь 400 м2.), помещение тренажерного зала для индивидуальных занятий, вспомогательный блок — помещения для тренеров, раздевалки, душевые, инвентарная и кабинеты администрации, и другие. Здание оборудовано теплогенераторной с входом с улицы. В здании установлены системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Спортсмены имеют возможность заниматься спортом в светлых и уютных залах. В спортивный комплекс также имеет стандартное футбольное поле, беговые дорожки, площадка для игровых видов спорта, площадка со спортивными снарядами, парковая зона и детская площадка.

Вторым по величине селом, имеющим немаловажное военно-стратегическое и политическое значение эпохи средневековья, является Нютюг (Нитюх). Существуют различного рода легенды и предания по поводу основания села Нютюг. По словам историка-краеведа Нютюгской средней школы Акима Аскерова и по рассказам старожилов, около тысячи лет назад на месте старого села Нютюг располагалось поселение или городище «Туман». Название «Туман» происходит, вероятно, из древнеперсидского языка, что означает «неизвестно». Данное поселение было заселено армянами, на что указывают надгробные камни на старом кладбище. Существование армянского поселения, подтверждается наличием гончарных изделий, которые лезгины к тому времени не производили.

На месте старого поселения еще существует сторожевая башня (сигнальная) высотой около 13 метров, построенная из тесаного камня. Как утверждают исследователи, подобного рода сторожевые башни строились с XVI в., когда население Южного Дагестана часто подвергалось набегам со стороны Турции и Ирана.

На северной окраине села Нютюг находятся остатки поселения, на поверхности которого собрана разнообразная керамика и кремневые изделия эпохи ранней бронзы.

По словам старожилов, село Нютюг возникло в XVI в. Название села Нютюг происходит от слова «Нуьцдуь» (чарху), т.е. «скалистый» (чIехи, чарх алай чка). Нютюг образовался из нескольких тухумов: Баширар, Шувурар, Лакарар, Чипер, Курар и т.д. Большинство из них являются переселенцами из аулов Южного Дагестана. Говор жителей с.Нютюг с давних времен отличается от говора жителей других сел Карчагской долины.

Недалеко от старого поселения Нютюг находится ущелье (дагардин вац), где есть скала-загадка. А в скалу забиты многочисленные колышки из дерева. Существуют две версии относительно колышек:

По первой версии, на вершине скалы находилась крепость местного правителя. Однажды неприятельское войско подошло к крепости, но взять ее не смогло. Тогда смельчаки поднялись по отвесной скале, забивая колышки в нее, чтобы захватить крепость.

Вторая версия гласит: у местного правителя была дочь-красавица, которая была обещана тому, кто сумеет первым подняться по отвесной скале на крепость. Скала достигала высоты 100 м. Говорят, что никто не смог подняться до вершины — все срывались и погибали.

В селе Нютюг также находится старая мечеть, построенный 150 лет тому назад жителем Хисеном Халимбеговым.

По поводу возникновения старого поселения Экендиль существуют различные легенды и предания. Если учесть этимологию наименований местности и поселений, то название «Экендиль» (экель, экенцилар) относится к доисламскому периоду.

По словам сторожила с. Экендиль Сулейманом Урдихановым (умер в 2003 г.) выяснилось, что история названия древнего поселения указывает на обширность его территории и множество коренных жителей. В окрестностях старого поселения до настоящего времени сохранилось множество могил.

Это означает, что в окрестностях старого поселения в эпоху средневековья могла произойти борьба с чужеземцами либо уменьшение числа жителей села связано с эпидемией массового заболевания (чумы или холеры). В настоящее время село Экендиль — самое маленькое в Корчагской долине. По словам старожилов, в связи с ухудшением положения людей, например, непомерно возросшими налогами в конце XVIII в., многие покинули село и переселились в другие села Южного Дагестана. В 1930 году в селе была организована артель, а позже преобразовали в колхоз. Директор ОАО «Стрижамент» г. Ставрополь Абдула Кужаев за счет собственных средств построил в родном селе мечеть.

Что касается основания четвертого по счету села Зизик, то данные по нему скудны. Селение Зизик образовался из нескольких тухумов, переселившихся из Южного Дагестана примерно XVIII в. Первые упоминания о Зизике датируются серединой XVIII в. В настоящее время Зизик — один из красивейших уголков Карчагской долины. Еще он славится своим природным памятником «Дагардивац» (ущелье).

XX век — век грандиозных перемен в политическом, социально-экономическом и духовном развитии как страны, так и Дагестана. Лезгины Карчагской долины тоже являлись активными участниками этих исторических перемен.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

320