Меню
6+

Сайт «Кюре»

21.06.2019 11:29 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Героический эпос «Шарвили» увековечен в театральном и оперном мире известным дагестанским маэстро Магомедом Гусейновым

В культурном наследии каждого народа бывают такие художественные произведения, которые во все времена притягивают к себе внимание людей. Одним из таких является героический эпос «Шарвили», послуживший литературной основой для одноименной оперы Магомеда Гусейнова.

Идею о создании оперной постановки «Шарвили» Магомед Азизханович Гусейнов – помощник художественного руководителя Дагестанского театра оперы и балета, член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств России, вынашивал давно. Премьера национальной оперы на русском языке «Шарвили» состоялась в 2013 г. в Дагестанском театре оперы и балета.

Как известно, при создании оперы композиторы обращаются к различным жанрам художественной литературы: эпосам, мифам, летописям, поэмам, повестям, романам и т.д. Несомненно, во многом от удачного выбора литературной основы, зависит успех у зрителей. Вопрос о выборе литературной основы для оперы у Магомеда Гусейнова не возникал, её сюжетом стал лезгинский народный героический эпос «Шарвили» – знакомый с детства образ могучего богатыря.

Лейтмотив эпоса «Шарвили» – это борьба добра со злом. Добро олицетворяют сам Шарвили и простой народ, а зло – иноземные завоеватели и нечистые силы. В этой борьбе добро торжествует, а зло терпит поражение. Эпос «Шарвили», созданный в далеком прошлом, до сих пор остаётся любимым произведением устного поэтического творчества народа, и является одним из ярких страниц дагестанского фольклора, повествующий о ранней истории Дагестана.

Вполне заслуженно можно сказать, что опера «Шарвили» является одной из масштабных в репертуаре Дагестанского театра оперы и балета и Магомеда Гусейнова, отражающей в историю культуры лезгинского народа, художественно-образную, мифологическую и практическую формы восприятия нашими предками окружающего мира и повседневных событий, быта, семейного и житейского уклада, культуры человеческих отношений, любви и ненависти, дружбы и вражды в обществе.

Суть, содержание музыкальной речи в опере, ее интонация, восходят в своей основе к древнему лезгинскому фольклору. Лирические страницы оперы связаны с прекрасным образом Эквер – храброй и преданной возлюбленной Шарвили. Законами жанра героико-эпической и лирической оперы на фоне борьбы народов Кавказской Албании против иноземцев, музыкальному развертыванию придается характер мужества и величавости.

Опера объединяет музыкальную культуру кавказских народов, где, несмотря на различия, много общего в обычаях, религии, свадебных обрядах, праздниках и образе жизни. В этом главная новизна музыкальной культуры Магомеда Гусейнова, когда мелодии тысячелетней давности исполняются в том звучании, в каком они бытовали во времена Кавказской Албании, и в опере, маэстро использует старинные мелодии, которые наверняка имеют много общего с музыкой тех далеких времен.

Наряду с известными солистами, на сцене в качестве героев участвуют и артисты хора, задействованные в хоровых сценах, насыщенных старинными народными песнями в современной симфонической интерпретации. Большая роль отведена балетным сценам, в которых автору удалось воссоздать старинные танцевальные ритмы. И все это помимо ярких костюмов и красочных декораций в сценическом действии.

Опера «Шарвили» реализована силами дирижера-постановщика Новруза Шахбазова, режиссера-постановщика Дианы Бижитуевой, главного художника Ибрагимхалила Супьянова, художника по костюмам – Хадижат Алишевой, хореографа-постановщика Мусы Оздоева, хормейстера Натальи Макеевой, музыкального руководителя проекта Магомеда Гусейнова.

Действующие лица и исполнители:

Шарвили – А.Велибеков / С.Поздняков

Эквер – С.Мусаева / З.Даибова

Кас-Буба – М.Абасов / А.Магомедмирзаев

Даглар – А.Омаргаджиев / Я.Исаков

Цуквер – С.Беймурзаева / Л.Комаревцева

Алпан – Т.Курачев / М-Р.Заваев

Кузнец Дахар – М-Р.Заваев / Т.Мамедов

Распорядитель – Т.Курачев / М.Камалов

Гонец – А.Рамазанов / Р.Магомедов

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

92