Меню
6+

Сетевое издание «Кюре»

24.03.2021 14:56 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

На заседании коллегии Минобрнауки РД Гамидулах Магомедов обозначил приоритетные задачи по обеспечению школьников качественным образованием

Заместитель Председателя Комитета Народного Собрания Республики Дагестан по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Магомедов Гамидулах Исмаилович 19 марта 2021 года принял участие в работе расширенного заседания коллегии Министерства образования и науки Республики Дагестан, посвященного итогам деятельности ведомства за 2020 год и определению задач по дальнейшему развитию системы образования.

Основное внимание в своем выступлении Г. Магомедов обратил на выполнение приоритетной задачи, поставленной Президентом России В.В. Путиным перед всеми образовательными организациями страны, — обеспечить обучающегося качественным образованием независимо от типа школы и места ее расположения — на селе или в городе с целью вхождения России до 2024 года в десятку лучших стран мира по качеству общего среднего образования. Для выполнения этой задачи в условиях Дагестана необходимо в первую очередь решить две основные проблемы: обеспечить необходимые условия, равный доступ к качественному образованию во всех типах школ, прежде всего в сельских, которых в Дагестане около 85% от общего количества школ с 55% учащихся (в России таких школ около 70 %); поднять престиж, авторитет учителя.

По данным Министерства образования и науки Республики Дагестан, из 1415 школ лишь 534 школы (37%) являются типовыми. Остальные 881 школа, в том числе 122 аварийные, 87 ветхие не обладают условиями, которые могли бы обеспечить качественным образованием обучающихся. Около 30 школ из них функционируют в три смены, 631 школа в две смены.

Кроме того, федеральное законодательство устанавливает общие права и нормы, которые не в полной мере учитывают особенности функционирования сельских школ (особенно малокомплектных) в конкретных реальных условиях. Необходимо обновить методики, технологии обучения с учетом региональной (сельской) специфики. Во многих сельских школах учителя имеют полторы-две ставки, они вынуждены брать непрофильные для себя предметы, в результате чего страдает качество знаний учащихся, в целом — образование. У сельских школьников ограничен доступ к современным источникам информации.

Таким образом, сложившееся сегодня положение с большинством сельских школ в республике пока не позволяет организовать в них учебно-воспитательный процесс на современном уровне и обеспечить всех обучающихся качественным образованием.

Для создания современной образовательной среды с соответствующими условиями в сельских школах предлагаем дополнить федеральный и региональный проекты «Образование» новым комплексным подпроектом «Сельская школа».

Вторая не менее важная проблема связана с повышением престижа, авторитета самой важной для общества профессии — учителя. Главным критерием престижа, авторитета учителя остается, конечно, уровень его заработной платы. При современном уровне оплаты труда учителя не только невозможно привлечь к профессии амбициозных, талантливых людей, а наоборот, многие опытные, талантливые учителя уходят из нее. И не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин сравнил выполнение майского указа в части повышения заработной платы бюджетников с игрой в статистику. Что касается позиции парламента Республики Дагестан по данному вопросу, то она выражена еще в постановлении Народного Собрания Республики Дагестан от 31 мая 2018 года № 531, согласно которому доля оклада (должностного оклада) от общей заработной платы учителя должна составлять 70% средней заработной платы по республике при 18 — часовой недельной нагрузке (без всяких дополнительных выплат). Все мы с нетерпением ждем окончательного решения данного вопроса Правительством Российской Федерации.

Еще одна проблема заключается в том, что образование в России носит национальный характер, оно опирается на историю страны, ее традиции, обычаи.

Система образования Республики Дагестан располагала соответствующей законодательной базой и четко налаженной системой этнокультурного образования, созданной в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), предусматривающей, что 1/3 от общего содержания образования общеобразовательной школы составляет компонент этнокультурного образования, за что в свое время коллектив НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи получил высшую награду республики и Государственную премию по образованию.

К сожалению, в настоящее время складывается серьезная критическая ситуация с развитием этнокультурного образования, особенно с изучением родных языков. В городских школах резко сократилось количество учащихся, изучающих свой родной язык. Например, только в г. Махачкале, по данным самих школ, каждый третий ученик не изучает своего родного языка.

Нет никакой необходимости в том, чтобы городские дети, свободно владеющие русским языком с раннего детства, изучали его дополнительно за счет часов родного языка. В городских школах по учебному плану на русский язык отводится больше часов, чем в сельских. Тем самым мы усиливаем образовательное неравенство при сдаче ЕГЭ по русскому языку для выпускников сельских школ, которые и так имели стартовое неравенство (многие сельские дети поступали в 1- й класс со слабым знанием или с полным незнанием русского языка), но сдают ЕГЭ по русскому языку по одним и тем же контрольно-измерительным материалам (КИМам)

Все это происходит не потому, что родители не хотят, чтобы их дети овладели своим родным языком, а потому, что руководители образовательных организаций, муниципалитетов, Министерства образования и науки Республики Дагестан своевременно не создают соответствующих условий для изучения родных языков, не думая о последствиях такого подхода, не делая выводов из прошлого. По последним данным Счетной палаты Республики Дагестан, изготовление учебников на национальных языках в республике в последний раз было осуществлено на 11 языках народов Дагестана в 2014 году (кроме 1-4классов). С тех пор учебные издания на национальных языках фактически не выпускались. А учить язык практически невозможно без учебников. Нуждаются в конкретизации положения федерального закона об образовании об обязательном изучении родного языка, но добровольном выборе изучаемого родного языка и понятие «родной язык». В законе речь шла о добровольном изучении второго государственного языка данной республики. Дело в том, что до принятия поправки к федеральному закону об образовании, например, в Татарстане и в других республиках независимо от национальности, всех детей, в том числе и русских, заставляли изучать в обязательном порядке и второй государственный язык данной республики. Заставлять человека изучать язык, который является для него не родным, нельзя. Что касается Дагестана, то здесь нет второго государственного языка республики, его роль выполняет у нас в качестве языка межнационального общения русский язык. Поэтому у нас не было и не может быть ущемления интересов русского языка. Наоборот, русский язык у нас изучается не на паритетных началах, а на приоритетных. В этом главная специфика многонационального Дагестана.

Далее Гамидулах Исмаилович остановился и на других проблемах в системе образования: организация бесплатного горячего питания для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, распространение положения о вознаграждении педагогических работников за классное руководство в общеобразовательных школах в размере 5 000 рублей на педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования и др.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19